Власти Москвы выплатят компенсации

Планируется выплатить компенсации около 3 тысячам москвичей. Постановление правительства Москвы на этот счет будет принято в ближайшие дни.

подробнее

Кризис в отношениях Москвы и Киева

Появилось заявлении Роспотребнадзор про несоответствия нормативам почти во всех образцах продукции украинской фабрике Roshen. Затем шоколад “сладкой империи” бизнесмена и политика Петра Порошенко – сторонника евроинтеграции Украины был запрещен для ввоза в Россию.

подробнее

В Минобороны России появится Центр робототехники

После разработок боевых роботов в вооруженных силах США, Минобороны России приняло решение создать Центр робототехники, работа, которого начнется уже в следующем году.

подробнее

3. Валидность.

У понятия «валидность» несколько значений. И дать определение, в котором отразились бы все они, невозможно. Остается определить их одно за другим.


Строго говоря, валидность — это последнее качество, которым должен обладать тест. Ведь речь идет в данном случае о его адекватности. Тест валиден, если он дает информацию, позволяющую, как того ожидает работодатель, принять решение. Это определение перекрывает три значения валидности: структурное (насколько тест оценивает именно то, что он призван оценивать), содержательное (насколько в содержании теста отражены все основные формообразующие элементы изучаемого аспекта личности) и прогностическое (насколько тест позволяет предсказать поведение индивида в рабочей ситуации). На деле, три значения могут быть сведены к двум аспектам валидности теста. Структурное и содержательное значения позволяют подтвердить, в какой мере данные тестирования соответствуют тем качествам, что были определены в ходе анализа трудовой деятельности как необходимые для данной работы. Таким образом, оба этих значения относятся к диагностической гипотезе теста, связывая между собой тест и профиль личности кандидата.


Прогностическое значение валидности теста дает возможность проверить, позволяет ли данный тест предсказать будущие успехи кандидата в его профессиональной деятельности на основании адекватных критериев. Это качество теста позволяет оценить его возможности в области прогноза, в определении связи между профилем личности и ее карьерными способностями, что является предметом уже последующего анализа.


В широком смысле этого слова «валидность» включает в себя все три вышеназванные качества хорошего теста. Тем самым выглядит вполне уместным использование в этом случае термина «достоверность».


Два другие качества (чувствительность и постоянство) участвуют вместе со структурной и содержательной валидностью в процессе диагностики, осуществляемой в ходе тестирования.


Если тест обладает структурной валидностью, то можно предположить утвердительный ответ на вопрос, касается ли он именно тех черт характера, которые призван определить. Но чтобы дать такой ответ, приходится прибегать чаще всего к гипотетически-дедуктивному методу.

Гипотеза сопоставляется с реальностью в ходе эксперимента, в результате которого строится новая гипотеза, вновь подвергаемая экспериментальной проверке, и т.д.


Структурная валидность теста может быть оценена также только экспериментально. Предположим, что одной и той же группе кандидатов предлагается дважды пройти некий тест через определенный промежуток времени. Во время перерыва между двумя попытками на испытуемых оказывают некое воздействие, чтобы изменить те их способности, что тест призван оценить. Если результаты второй попытки окажутся отличными от результатов первой, из этого можно будет заключить, что тест действительно оценивает те качества, на которые рассчитывали его разработчики.


Б. Ганглофф иллюстрирует этот метод на примере теста на мужской сексуальный тонус. Он был предложен группе мужчин, отвечавших анонимно, без оглядки на социальные, моральные или религиозные условности. После первой попытки испытуемые были разделены на две группы, первой из которой дали алкоголь, а второй — метилоэстренолон, лекарство, подавляющее мужское либидо. Вторая попытка засвидетельствовала увеличение результатов в первой группе и уменьшение во второй. Этот эксперимент позволил подтвердить структурную валидность теста.


Однако исследование упомянутой валидности теста намного сложнее, если он касается таких психологических черт, само определение которых вызывает проблемы. Одним из часто приводимых тому примеров служит такое качество, как понимание. Будучи не только некоей чертой личности, чье определение неизменно и принято всеми, понимание является абстрактным термином, подразумевающим наличие под собой определенного теоретического основания. В этом случае подтвердить структурную валидность теста означает также подтвердить и ту теорию, на которой покоится данная концепция «понимания».


Впрочем, недостаточно удостовериться, что тест оценивает именно это качество или черту характера. Требуется также знать, отражаются ли в нем все значимые стороны исследуемого качества или черты. Поэтому структурную валидность должна дополнять содержательная. Она предполагает тщательное изучение постулатов теста, с тем чтобы определить, в какой мере они охватывают все главные проявления черты характера, на исследование которой направлен тест.


Последнее предполагает, что указанная психологическая черта хорошо известна и четко определена. На практике это бывает далеко не так. Многим легче определить уровень знаний по математике, необходимый для перехода из 5-го в 6-й класс, и разработать соответствующий тест на эрудицию, чем проанализировать все аспекты агрессивности в тесте на личные качества или, как о том уже говорилось выше, учесть все стороны такой способности, как понимание.


Упомянутая нами трудность, ограничивающая содержательную валидность теста, ограничивает и его диагностические способности. И следует отметить, что это не единственное ограничение.